Паника. Понимание проблемы - залог победы

Тема в разделе "Лечение неврозов, нервного напряжения", создана пользователем admin, 29 ноя 2016.

  1. admin

    admin Administrator Команда форума Registered

    Сообщения:
    160
    Симпатии:
    9
    Баллы:
    18
    После того как приступ паники прошел, человек нередко ощущает полную обессиленность, подавленность и смущение. Все ощущения крайне пугающи, особенно если вы не понимаете, в чем причина. Многим со всей определенностью начинает казаться, что у них физическое заболевание, и они обращаются за помощью в больницу или к своему врачу. Других охватывает стыд или смущение из-за того, что они, как им кажется, потеряли над собой контроль. Такие предпочитают страдать молча, нежели довериться кому-то, в том числе и врачу.

    У некоторых приступы паники повторяются регулярно, попросту мешая жить. Это — панический невроз. По данным исследований, примерно двум-трем процентам всего человечества хоть несколько раз в жизни, но доводилось испытывать на себе действие панического невроза.

    Порой у человека раз-другой случится сильный приступ паники, и он уже начинает бояться повторения. Такая поглощенность приводит к тому, что недуг подчиняет себе и разум его, и поведение, все глубже погружая в тревожное состояние, и даже начинает диктовать образ жизни. Например, заставляя беднягу сиднем сидеть дома из страха перед новым приступом паники. Такие люди тоже страдают паническим неврозом, хоть приступы паники у них и нечасты.

    Стремление избежать ситуаций, в которых может случиться приступ паники, способно заставить человека вести такую жизнь, словно эти приступы случаются ежедневно. Навязчивый страх перед приступом известен под названием страха ожидания. Преодоление этого страха является одним из ключевых моментов излечения от панического невроза и агорафобии.

    Многие способны припомнить отдельные эпизоды, которые вызвали стресс, предшествовавший приступу паники. Бывает, что и после того, как приступ уже начался, эти стрессовые факторы не только не прекращаются, но даже обостряются. Ссоры с супругом(ой) или возлюбленным(ой), смерть родственника, собственный недуг или проблемы на работе, обо всем этом рассказывают как о событиях, происшедших за несколько недель, а то и месяцев до приступа. В стрессовые обстоятельства доводилось попадать каждому из нас, однако приступ паники случался не с каждым, поскольку сами по себе эти обстоятельства отнюдь не всех и не всегда приводят к приступу. А вот стоит объединиться нескольким факторам, например, стрессу наложиться на физическую и/или психологическую уязвимость, и — готово, спусковой механизм приступа пришел в действие. Впрочем, хоть стрессу и отводится определенная роль в повторяемости приступов, имеются и иные факторы, способные послужить причиной возникновения паники.

    У многих за всю жизнь случается один-два приступа паники, да и то при очень сильном стрессе. И хотя ощущения до крайности неприятны, но быстро забываются и на дальнейшую жизнь человека никакого влияния не оказывают. У других же этот печальный опыт не просто укореняется в душе, но живет и действует, превратившись в некий замкнутый цикл, в котором приступы паники повторяются вновь и вновь, подобно цепной реакции. Факторы, эту реакцию вызывающие, можно разделить на психологические, коммуникативные и физические.
    Психологические факторы

    Как мы уже поняли, «страх страха» и «страх болезни» значительно усиливают риск, что приступы паники начнут следовать один за другим. В каком-то смысле больной и его нервная система играют друг с другом в догонялки. Сперва чувствительная, ранимая личность подвергается сильному стрессу дома, либо на работе и, сама того не осознавая, оказывается на пороге своего эмоционального напряжения, когда спусковой крючок приступа паники уже взведен. И вот тут достаточно малейшего стрессового толчка в виде, скажем, слишком яркого света, громкого шума, толпы или недовольства (что пришлось, к примеру, идти в магазин), и — готово, порог перейден, ружье выстрелило, приступ случился. Другими словами, вегетативную нервную систему (ту, которая срабатывает автоматически) «обманом» ввели в пограничное состояние. Следует помнить, что вегетативная нервная система, реагирующая резко и примитивно, досталась нам в наследство от ранних периодов эволюции, когда такая ее реакция была жизненно необходима для защиты от непосредственной опасности. Вегетативной нервной системе недосуг рассуждать, опасен для нас супермаркет или же нет! Она «сочла», что уровень нашего нервного напряжения слишком высок — значит ситуация угрожающая, значит поpa включаться. Она и включается, и на «полную катушку» включает реакцию «дерись или удирай». Однако толчком-то послужил пустяк, который человек на сознательном уровне и как угрозу-то не воспринимает. Поэтому неудержимое стремление то ли «драться», то ли «убежать» приводит человека, впервые в жизни переживающего приступ паники, в полное замешательство. Немудрено, что жутковатые свои переживания он воспринимает как признаки безумия или полной утраты самоконтроля. Ведь физические ощущения (сильное сердцебиение, пот, дрожь в руках и ногах) вроде никак не связаны с окружающей обстановкой, вот человек и полагает их симптомами серьезного телесного или душевного недуга. Поэтому неудивительно, что поначалу приступ, стихая, оставляет у больного стойкий и томительный страх «я болен», «вот-вот умру», «медленно схожу с ума». Окружающая обстановка может эти страхи укреплять и даже усугублять. Если же человек еще и склонен все воспринимать в черном свете, то страх перед надвигающейся смертью или беспомощностью усиливается многократно. И тогда уже любое физическое ощущение воспринимается как признак того, что «хворь» вернулась или обострилась.

    Положение ухудшается еще и тем, что, реагируя определенным образом («дерись или удирай») на определенную ситуацию, вы приобретаете стойкий условный рефлекс. Дабы защитить вас от грядущей «опасности», ваша нервная система «припоминает» те обстоятельства, в которых уже реагировала таким чрезвычайным образом, и первичными симптомами страха «предупреждает» вас о приближении аналогичной ситуации. Вот так и образуется порочный круг страха, избегания и агорафобии. Попытки «справиться» с ситуацией порой только ухудшают ее. Одни под воздействием стресса начинают суетиться, спешить, теряют умение рассчитывать свое время, что ведет к еще большей спешке и страху (не успеть, опоздать, потерять...) Другие, сильно нуждающиеся в ободрении и потому неспособные отказывать из страха быть отвергнутыми, стараются «соответствовать» и для этого сверх меры нагружают себя работой, стремясь ею укрыться от снедающего их страха и разрываясь на части. В результате — все та же спешка, суета и страх. Некоторые, правда, после первых приступов паники сдаются и предпочитают отступить, старательно избегая «рискованных» ситуаций. Эти уходят в себя, теряют веру в свои силы и превращаются в пришибленных угрюмцев с низкой самооценкой. Впрочем, кое-кто, напротив, с такой решимостью набрасывается на препятствие, что то и дело оказывается в затруднительном положении, поскольку соответствующей методикой по преодолению страхов не владеет. И получает в итоге то же, что и прочие — крушение надежд, усиление стресса и вероятности все новых и новых приступов паники.

    Кризисы общения, порождающие в душе напряжение, из-за которого и развивается панический невроз, после первого вашего приступа отнюдь не заканчиваются, а превращаются для вас в причину постоянного и все углубляющегося стресса. Сложности на работе или дома затягиваются и становятся трудноразрешимыми. Внутренний стресс (страх перед новым приступом паники) накладывается на внешний (на работе или дома), все сильнее сжимая пружину эмоционального напряжения и увеличивая риск повторения приступов паники. Пытаясь решить срочные проблемы на работе, больные постепенно отказываются от прочей деятельности — общения с друзьями и знакомыми, отдыха, занятий спортом. Вместо того чтобы отвлечься, отдохнуть, сходить куда-нибудь с супругом(ой), другом (подругой) или семьей, человек берет работу на дом, норовя таким образом «перевалить» через препятствие. Он не понимает, что, взваливая на свои плечи все большую нагрузку, загоняет себя все дальше в угол, где его уже ждут-дожидаются очередные приступы паники. А когда порочный круг замыкается, уже трудно понять, исходит ли стресс «снаружи» или же «изнутри».

    Приступы некоторых болезней, например гриппа, могут провоцировать страх и тем самым усиливать симптомы паники. Вирусные инфекции вызывают лихорадку, потливость, вялость, головокружение и слабость, поэтому их легко спутать с признаками усиливающегося страха. Как уже говорилось, при серьезных физических недугах панический невроз возникает довольно редко, но если такой недуг у вас обнаружили, его следует активно лечить.

    Большинство физических факторов, приводящих к развитию панического невроза, способствуют и его углублению. Учащенное дыхание, о котором речь тоже уже шла, резко увеличивает вероятность повторения приступов, особенно у того, кто постоянно пребывает в тревожном и стрессовом состоянии. Вы слабеете здоровьем, теряете форму, плохо спите, — все это, нередко спровоцированное страхом перед приступами паники, лишь ухудшает положение. Жизнь в постоянной суете, спешке (например, вы не поднимаетесь по лестнице спокойно, а взбегаете, чтобы побыстрее попасть на рабочее место) приводит к перевозбуждению, от которого вы покрываетесь потом, тяжело дышите, а сердце выскакивает из груди. Все эти признаки вполне можно ошибочно принять за симптомы паники; в результате ситуация кажется вам хуже, чем она есть. И вы, стремясь повысить свой «КПД», начинаете «гасить» эти симптомы алкоголем, лекарствами или иными стимуляторами. А злоотребление всем этим только увеличивает вероятность обострения панического невроза, о чем не следует забывать.
     

Полезные страницы